"Памятка" для родителей
В целях профилактики и превенции суицида психологической службой СШ №2 и ГКХ НА ПХВ Жамбылским областным центром психологического здоровья, врачом-психиатром Батиш Даулет Батайұлы была разработана "Памятка" для родителей, в которой подробно описано, на что обратить внимание родителям, как распознать проблему, признаки суицида и рекомендации
ПАМЯТКА
для родителей
Профилактика и превенция суицида
«Синий кит» возвращается в новом обличье
Специалисты предупреждают, в условиях дистанционного обучения дети и подростки Казахстана проводят очень много времени в интернете, поэтому родителям следует внимательнее следить за контентом, которым они интересуются.
РОДИТЕЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОЗНАКОМТЕСЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ, чтобы успеть спасти своих детей от рокового шага, чтобы научиться распознавать малейшие симптомы надвигающейся трагедии, чтобы подсказать другим родителям, учителям.
Только самый ленивый и отстранённый от жизни не слышал про группы смерти, про это говорят и пишут, этим обеспокоены.
«Синий кит» — одна из суицидальных групп социальных сетей. Почему выбран синий кит — потому что это млекопитающее часто выбрасывается на сушу. Пользователь в данном случае ребенок заходит в сообщество, пишет, что хочет поиграть и получает задания с суицидальными наклонностями.
Всего заданий 50. Финальное задание — суицид. Если подросток решает прервать игру, то в ход идут угрозы ребенку, его близким, шантаж и психологическое давление на неокрепшую психику. Подобных групп огромное множество «Новый путь», «Красная сова» «Группа смерти», «Группа риска», и т.д. Сейчас, появилось и множество приложений с постоянно меняющимися названиями на казахском языке, адаптированных для Казахстана. Все они, аналоги «Синего кита».
Взрослые должны перестать бояться говорить с детьми на сложные темы: необходимо донести до ребенка реальное положение вещей, объяснять ценность его жизни, ценность его как субъекта для окружающего мира, прислушиваться к его мнениям, признавать их. А также наделять их большей ответственностью, возможностью проявлять себя в каких-то социальных ролях, в отношениях, в действиях. Во всем том, где смерть терпит полное поражение.
Детям нужно выговориться о проблемах, неудачах. Им нужно объяснить, куда и к кому можно обратиться за помощью. Показать, что делать в ситуациях, из которых, кажется, что выхода нет. Т.е. информирование ребенка обезопасит его от влияния нежелательных личностей.
Родителям следует обратить внимание на следующее (прочтите внимательно):
- Ребенок рисует китов, делает это часто
- Ребенок не спит в ночное время (особенно, ориентировочно 4 утра)
- Ребенок много времени проводит с электронными гаджетами
- Изменилось эмоциональное состояние ребенка (стал более замкнутым, грубым, в его настроении отмечаются частые перепады)
- Ребенок значительно меньше общается и проводит время со сверстниками, отказывается посещать кружки, секции.
Родителям следует контролировать:
- Что ребенок рисует на руках. Какие рисунки у ребенка в тетрадях.
- Эмоциональное состояние в течение дня
- Дома ли все ножи
- Следите за страницами «ВКонтакте», и т.д., которые посещают ваши дети
- Посмотрите вместе с ребенком ролики и видео, которые он смотрит.
- Попросите ребенка дать вам послушать те песни, которые звучат сейчас в его наушниках.
В случаях, когда родители отмечают многие симптомы из вышеописанных, или поведение ребенка за последнее время резко изменилось, следует обратиться к психологу в школу, детскую поликлинику по месту жительства или:
Единый call-центр «111» - звонок бесплатный, круглосуточный телефон доверия в Республике Казахстан. Где Вам беспрепятственно окажут квалифицированную психологическую помощь.
Почему дети совершают суицид?
Суицидальное поведение с целью покончить собой лишь у 10% подростков, и в 90% случаев это привлечение к себе внимания.
Обычно они связаны с семейными проблемами, враждебностью между членами семьи, наличием неблагоприятной социальной среды, болезнями. Взаимные оскорбления, унижения, проявление насилия и жестокости могут быть настолько значимы и глубоки для человека, что самоубийство считается не только способом ухода из жизни, но и способом оказания на окружающих психическое воздействия или давления. Особое место занимает проблема детско-родительских отношений в плане фактора психологического дискомфорта.
Ребенок всегда говорит о своих намерениях, и о суициде, в том числе, а значит нужно внимательно прислушиваться к своим детям.
Признаки суицида:
- Прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
- Косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
- Много шутит на тему самоубийства;
- Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти;
- Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
- Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
— в еде — есть слишком мало или слишком много;
— во сне — спать слишком мало или слишком много;
— во внешнем виде — стать неряшливым;
— в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении.
- Быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
- Проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
- Социально изолирован, чувствует себя отверженным;
- Живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм — личная или семейная проблема);
- Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;
- Предпринимал раньше попытки самоубийства;
- Имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- Перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- Слишком критически относится к себе.
Конечно о «Синем ките» и т.п. будут говорить и многим детям захочется найти эти группы, задача родителей поговорить об этих сообществах и всегда быть рядом со своим ребенком.
Общайтесь с ребенком
- Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
- Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы.
- Установите заботливые отношения с ребенком и будьте внимательным слушателем.
Благополучия вам и вашим семьям!
Психологическая служба
КГУ СШ №2